Разделы Подписка на услуги Реклама на сайте
Ради ВТО Россия сократит пошлины на вывоз леса

На недавних переговорах с Евросоюзом по вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО) российская сторона пошла на уступки и согласилась снизить экспортные пошлины на кругляк.

Вопрос о пошлинах на вывоз круглого леса на протяжении нескольких лет был важным камнем преткновения при переговорах с ВТО. Его неоднократно поднимала Финляндия – крупный импортёр российской древесины.
«С точки зрения финских промышленников, решение о сокращении пошлин положительно скажется на нашей торговле. По данным, которые доступны нам на текущий момент, пошлины на экспорт лиственной древесины сократятся на четверть по сравнению с нынешними, на экспорт хвойной древесины – наполовину», – рассказал журналистам Тимо Яатинен, генеральный директор Финской федерации лесопромышленников.  Источники же агентства Bloomberg утверждают, что максимальный размер пошлины будет уменьшен с нынешних 25% таможенной стоимости до 15%.

Принципиальные договорённости о механизме начисления пошлин на экспорт леса из России были достигнуты полторы недели назад, а вчера ЕС и Россия подписали Меморандум о взаимопонимании по условиям присоединения России к ВТО: министр экономического развития Эльвира Набиуллина и комиссар ЕС по торговле Карел де Гюхт поставили свои подписи под документом в Брюсселе накануне 26-го саммита Россия – ЕС. Стороны достигли соглашения по всем ключевым двусторонним вопросам.

«Нам удалось согласовать ставки по разным типам леса. Предстоит снизить их с нынешнего уровня, но мы сохраним пошлины выше нуля», – сказала Эльвира Набиуллина.

Пошлины снизят сразу после вступления России в ВТО, то есть, возможно, уже в 2011 году. Правда, мгновенного эффекта для сектора грузоперевозок ждать не стоит: зарубежные потребители привыкли к текущей структуре поставщиков и перестраиваться будут не одномоментно, отмечает директор по логистике OOO «ЮПМ-Кюммене» Александр Казаков. В будущем же году, по его словам, на рынке перевозок кругляка сохранится статус-кво.
«Пока не вышло постановление правительства с конкретными процентами и условиями экспорта, говорить, что будет с объёмами отгрузок на сеть РЖД, сложно. Лучше строить прогнозы, уже имея первые данные перевозок в новых условиях», – отметил представитель одной из операторских компаний.

С 2010 года Россия собиралась повысить пошлины на необработанную древесину вплоть до фактически заградительного уровня – с 15 евро за 1 куб. м круглого леса (25% таможенной стоимости) до 50 евро (80% таможенной стоимости). Но из-за кризиса повышение пошлины заморозили на год, а потом, про просьбе импортёров кругляка – Финляндии и Швеции – ещё на год, до 1 января 2011 года. Состоится ли это повышение, на рынке гадали ещё неделю назад. Большинство компаний – как производственных, так и операторских – сходились во мнении, что рост пошлин пагубно скажется на объёме перевозок древесины по железной дороге: растущая доля пиломатериалов не компенсирует выпавшие объёмы необработанного леса.

До введения пошлин на древесину в 2005 году Россия ежегодно экспортировала около 50 млн куб. м леса. За 10 месяцев 2010 года – 17,8 млн куб. м, из которых хвойных – 14,2 млн.  Проблема в том, что финский леспром уже перестроился на сокращение поставок древесного сырья из России и теперь рассчитывает по большей части на внутреннюю заготовку и альтернативных поставщиков, отмечает независимый эксперт Ольга Деулина. Как уже неоднократно писал «Гудок», страны, вывозящие лес в больших объёмах, давно обнулили экспортные пошлины и заняли место России на мировом рынке. Так что после снижения пошлин всё будет зависеть от цены, которую наши экспортёры смогут предложить.

Максимальный эффект снижение пошлин будет иметь не на западном, а на восточном направлении, отмечают в «ТрансЛесе» и «ЮПМ-Кюммене»: Китай и Япония заинтересованы в закупке хвойной древесины и готовы наращивать объёмы ввоза. Торговля продолжала бы набирать обороты даже в случае введения запретительной пошлины, полагает Александр Казаков. К примеру, объём грузоперевозок в Китай за 10 месяцев вырос на 33% к прошлому году в первую очередь благодаря нефти и лесу. Перевозки леса и по Октябрьской, и по Дальневосточной, и по Восточно-Сибирской железным дорогам стабильно растут. Правда, на ВСЖД ещё не ликвидированы инфраструктурные проблемы: вывоз леса через станцию Забайкальск по-прежнему затруднён, и операторские компании стараются нарастить перевозки через Гродеково и Наушки. 

По неофициальным данным (точных цифр на момент подготовки номера ещё не было), максимальные платежи будут установлены для древесины хвойных пород, минимальные – для лиственных. Напомним, что пошлины вводились для того, чтобы стимулировать рост внутренней переработки и модернизацию мощностей. Частично эта задача была выполнена: производство пиломатериалов, в том числе инновационных, в сотрудничестве с зарубежными партнёрами сильно увеличилось. И теперь снижение пошлин может оказать переработчикам, набравшим кредитов, плохую услугу: себестоимость обработки леса в Китае намного ниже российской, и мы можем оказаться неконкурентоспособными.

Чиновники Красноярского края и Иркутской области уже выразили недовольство снижением пошлин и предсказали упадок лесной промышленности.

В этой ситуации радует предложение Федеральной службы по тарифам продлить действие исключительных тарифов на перевозки леса и пиломатериалов на универсальных и специализированных платформах (снижая таким образом транспортную составляющую в цене леса). Скидка на гружёный рейс составит 12%, на порожний – 7%. В наступающем году владельцы платформ по-прежнему будут находиться в равных ценовых условиях с операторами, осуществляющими перевозку леса в полувагонах.


Просмотры: сегодня:0, всего:0

Выставки и конференции по рынку леса и деревообработки